ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2019года
Психологическая диагностика
Результаты диагностики

Как принять решение, когда диагностика показывает неоднозначный результат. Схема обследования детей

Александра Фокина, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н., Москва
Некоторые нарушения познавательной деятельности у детей настолько похожи, что даже опытным специалистам сложно поставить верный диагноз. При этом в случае ошибки ребенок не получит необходимую ему коррекционную помощь. Читайте в статье разбор тонкостей дифференциальной диагностики олигофрении, задержки психического и речевого развития, педагогической запущенности и минимальной мозговой дисфункции.

Когда родители жалуются, что у ребенка проблемы с речью, он не стремится узнавать новое и не умеет выполнять действия, которые доступны сверстникам, – их жалобы мало проясняют диагноз. Они одновременно могут указывать на разные нарушения познавательной деятельности. Используйте схему, чтобы провести обследование ребенка и проанализировать его результаты. Также вам поможет таблица со спецификой выполнения тестов детьми с разными нарушениями.

Проанализируйте жалобы родителей

Выясните у родителей, с какого возраста они начали замечать у ребенка отставание в развитии и какие функции оно затрагивает: речь, моторику, память, мышление, запоминание и т. д. Для этого используйте схему типичных жалоб родителей. Чем раньше возникли жалобы и чем они шире, тем выше вероятность олигофрении и ЗПР.

Показания к диагностике
Скачать ►

Получите дополнительную информацию от родителей и воспитателей. Опросите их и оцените развитие игры у ребенка. Выясните, в какие игры он играет, появляются ли сюжетные игры. Далее используйте схему обследования при нарушениях познавательного развития дошкольника.

Схема обследования нарушений познавательного развития у дошкольников
Скачать ►

Проведите обследование ребенка

Оцените уровень развития когнитивной сферы ребенка с помощью культурно-независимых методик. Используйте методики, которые одинаково доступны для русскоязычных дошкольников и мигрантов, для детей с разным кругозором и воспитанием. Проведите тесты, которые направлены на анализ наличия церебрастенической симптоматики, развития вербального и невербального мышления, памяти и внимания.

Определите наличие церебрастенической симптоматики и ММД. Чтобы выявить, есть ли у ребенка церебрастеническая симптоматика, используйте гештальт-тест Бендер, анамнестическую беседу и наблюдение. Узнайте у родителей, были ли трудности в протекании беременности и родов, ЧМТ до трех лет, интоксикации, энцефалиты, менингиты, повышенное внутричерепное давление, оцените другие анамнестические сведения. Далее сверяйтесь с таблицей со спецификой результатов тестов у детей.

Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Специфика результатов тестов у детей с разными типами нарушений познавательной деятельности

Скачать ►

Справка

Пример набора слов: «поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица»

Оцените уровень развития памяти. Оцените способность ребенка произвольно запоминать информацию с помощью пробы «10 слов». Предъявляйте ему слова на слух и просите повторить их. Используйте схему: вид транспорта, фрукт или ягода, канцелярская принадлежность, время года, предмет интерьера, часть ландшафта, погода, природный объект, посуда, животное. Оцените отклонение объема памяти от нормы, по которой ребенок старше пяти лет должен называть от 5 до 9 слов из тех, что назвал взрослый. 

Оцените уровень развития внимания. Оцените уровень развития произвольного внимания с помощью корректурной пробы «Поставь значки». Покажите ребенку бланк с геометрическими фигурами и проинструктируйте, какие значки им соответствуют: квадратикам – галочки, треугольникам – черточки и т. д. Определите показатель переключения и распределения внимания (S) по формуле S = (0,5N – 2,8n) : 120, где N – количество фигур, которые ребенок просмотрел и отметил в течение двух минут, n – количество ошибок и фигур, которые ребенок пропустил.

Совет

В методике «Исключение предметов» отдельно оцените, сформировано ли у ребенка умение разделять объекты по критериям живое – неживое и природное – то, что создано человеком

Оцените вербальное мышление. Используйте вариант методики «Четвертый лишний» – тест С.Я. Рубинштейн «Исключение предметов». Важно давать дошкольникам стимульный материал в рисуночном виде, то есть не на слух и не в письменном виде. Предлагайте ребенку рассмотреть от 7 до 12 заданий с четырьмя изображениями и объяснить, что общего у трех остальных и чем четвертый от них отличается. Когда ребенок не знает, что за предмет изображен – например, керосиновая лампа, – назовите его, а когда ребенок дает неверный ответ, задавайте наводящие вопросы. В пять лет ребенок должен правильно выполнить минимум пять заданий: самостоятельно выбрать лишнее и аргументировать выбор.

Проверьте, выделяет ли ребенок родовые понятия. Это указывает на сформированность родо-видового обобщения и высокий уровень вербального мышления, в то время как описательная аргументация («это все используют люди», «все они не бегают, а кошка бегает») – на конкретность мышления. В 6 лет и старше описательная аргументация указывает на сниженную способность абстрагировать. Если ребенок выполнил 4 и менее заданий, он отстает в развитии вербального мышления. Для воспитанников 3–4 лет нормой считаются случаи, когда дети хотя бы 4 задания выполняют верно в наглядном плане. То есть показывают лишний предмет, называют некоторые предметы и их свойства.

Важно

Процентиль теста Равена в классическом варианте отражает соответствие норме в текущий момент, а в модифицированном – потенциал развития ребенка

Оцените невербальное мышление. Используйте тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» и тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена», чтобы оценить невербальное мышление ребенка. Тест «Нарисуй человека» широко известен и не предполагает сложностей при подсчете результата. Однако в тесте «Цветные прогрессивные матрицы Равена», где ребенок ищет пропущенные элементы в матрицах, молодые специалисты часто совершают ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок, скачайте таблицу с нормами по тесту Равена и комментарием, как подсчитать результат. На основе двух суммарных показателей – результатов теста в классическом и модифицированном варианте – сделайте вывод о соответствии уровня развития невербального мышления дошкольника возрастной норме.

Проанализируйте уровень развития когнитивных функций ребенка

Чтобы подвести итоги обследования и определить тип нарушения познавательной деятельности, проверьте, наблюдается ли тотальное отклонение когнитивных функций от возрастной нормы. Если ответ «да», диагноз ребенка – олигофрения. Если все функции в пределах возрастной нормы, при церебрастенической симптоматике диагноз – ММД, без нее – педагогическая запущенность. Если от возрастной нормы отстают одна или несколько только вербальных функций, то при церебрастенической симптоматике диагноз ребенка – ЗРР с ММД, без церебрастенической симптоматики – ЗРР. Если от возрастной нормы отстают одна или несколько познавательных функций, эти функции не только вербальные, а церебрастенической симптоматики нет, диагноз ребенка – ЗПР. Если в последнем случае церебрастеническая симптоматика присутствует, причем отставание от нормы ограничивается только ей, диагноз – ММД, а если не только ей – то ЗПР с ММД. Проверьте себя с помощью теста.

Проверьте себя: определите нарушения познавательной деятельности у дошкольников в примерах из практики
 

  • 1
    Мише 5 лет 5 месяцев. В тесте Равена он набрал 20 баллов (90 процентилей), в методике «Исключение предметов» – 7 верных выборов из 10 с описательной и родо-видовой аргументацией. Память и внимание в норме. Мальчик спокойный, выносливый, коммуникабельный. Любит организовывать в группе игры в полицейских и воров и в зомби. На занятиях не работает. Мало знает о мире, не различает времена года, не знает название улицы, на которой живет, не может назвать профессию родителей. У Миши:
    Павильный ответ: А. У Миши педагогическая запущенность. Его показатели по тестам в норме, а выносливость и спокойствие противоречат диагнозу ММД. В то же время налицо нехватка знаний и представлений.
  • 2
    Ане 6 лет 8 месяцев. По тесту Равена у нее 14 баллов (25 процентилей). В методике «Исключение предметов» девочка верно сделала и объяснила 5 выборов. Память в норме. Аня не справляется с заданиями, которые требуют произвольного внимания, хотя она усидчивая и уравновешенная. Любит играть в семью. У Ани:
    Павильный ответ: Б. У Ани ЗПР. Ее невербальное мышление и внимание отстают от нормы, вербальное мышление, память и игра в норме, а усидчивость и уравновешенность исключают ММД.
  • 3
    Ване 6 лет 6 месяцев. По словам воспитателя, он очень плаксивый, быстро устает, даже если просто играл с детьми. На занятиях мальчик старается, но быстро начинает отвлекаться, допускает ошибки, раздражается, кричит или плачет, жалуется на головные боли. Ребенок развит по возрасту по всем тестам, кроме теста на внимание. Внимание ниже возрастной нормы. У Вани:
    Павильный ответ: А. У Вани ММД. Все когнитивные функции ребенка в норме – кроме внимания. Есть церебрастеническая симптоматика.
  • 4
    Свете 4 года, но она еще не говорит. Нет даже отчетливых первых слов: только «да» (дай), «ма» (мама), «мя» (кошка) и т. п. При этом девочка контактная, любит играть с детьми – например, в семью, в магазин, в больницу; хорошо рисует, легко собирает конструктор. Что со Светой?
    Павильный ответ: В. У Светы ЗРР. В развитии девочки отстают только речевые функции.
  • 5
    Денису 6 лет 10 месяцев. Он любит играть в машинки, бегать и копаться в песке или в снегу. Мальчик мало знает о себе и мире, у него узкий словарный запас, он с трудом выражает свои мысли, часто вместо высказываний хохочет или толкается. По тесту Равена Денис набрал 13 баллов (10 процентилей). В методике «Исключение предметов» он верно сделал два задания, а в остальных сделал неверный выбор, опирался на конкретные признаки. Из 10 слов смог верно воспроизвести 4. С тестом на внимание не справился. Что с Денисом?
    Павильный ответ: А. У Дениса умственная отсталость. Все когнитивные функции мальчика и игра ниже возрастной нормы.
 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО», 72 часа

 

На курсе освоите, как создать особую развивающую среду для детей с ОВЗ, чтобы вовлечь их в процесс обучения. Научитесь применять современные технологии инклюзивного образования: дифференцированные, здоровьесберегающие, игровые, нетрадиционные и др. Получите методические рекомендации, пошаговые инструкции, примеры упражнений и игр.
 

Подписчикам журнала скидка 30%. Удостоверение установленного образца

 Записаться

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)