ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2023года
Сценарии весенних занятий

Открытое занятие «Проектор эмоций» для весенних праздников. Готовый сценарий

Юлия Шевченко, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад “Снегирек”», г. Белоярский, ХМАО – Югра
Воспользуйтесь готовым сценарием занятия в подготовительной группе о способах управлять эмоциями. Оно подойдет для 8 Марта и начала весны в целом, ведь через все базовые эмоции дети и их мамы придут к чувству радости, а закончится занятие на весенних символах – бабочках и цветах. Сценарий подготовила Юлия Шевченко.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Для кого: для подготовительной группы.

Зачем: создать условия для развития эмоциональной стороны личности дошкольников в процессе игровой коммуникации; совершенствовать умения детей передавать заданное эмоциональное состояние; развивать способность дифференцировать собственные эмоциональные состояния, эмпатию; формировать навыки эмоциональной саморегуляции социально-приемлемыми способами; развивать творческое воображение.

Как: подготовить материалы: бумажные бабочки, бумажные или живые цветы, палочки для рисования, воздушные шарики и пружины в расчете на количество детей и педагога-психолога, повязки для глаз по количеству девочек. Подготовить пену для бритья и краски для рисования, музыкальное сопровождение, плотный лист бумаги. Создать «проектор эмоций» – для него понадобятся видеоголограммы эмоций и телевизор или проектор, чтобы показать их детям. Видеоголограммы можно заменить любыми видео с базовыми эмоциями для детей.

    Сценарий занятия «Проектор эмоций» для социально-эмоционального развития детей

3 мин

Этап I. Организационно-мотивационный

Приветствие «Тепло рук»

Педагог-психолог подзывает к себе детей.

Педагог-психолог:

Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут (имя психолога). Ваши имена я вижу на бейджах. Предлагаю поздороваться.

Протяните свои ладони в круг: «Здравствуй, (имя ребенка)».

Педагог-психолог кладет свои ладони на ладони ребенка. Ребенок в ответ: «Здравствуйте, (имя психолога)» – кладет свои ладони на ладони педагога-психолога.

Беседа «Бабочки с какими эмоциями…»

Педагог-психолог:

Какое тепло передалось мне от ваших ладоней! Наверное, именно поэтому в вашем детском саду так тепло, что прилетели бабочки. Не простые, а волшебные. Каждая из них принесла смайлик с изображением эмоции. Рассмотрите их внимательно и подумайте, на какой из этих цветов прилетит ваша бабочка. Туда ее и посадите.

Перед детьми – два цветка из бумаги, один яркий, а второй темный и понурый. Педагог-психолог дает им бумажных бабочек, на которых наклеены или нарисованы веселые и грустные смайлики. Дети выполняют задание.

Педагог-психолог:

Бабочки с какими эмоциями присели на этот цветок (показывает на грустный цветок)? Почему? (Дети отвечают.) Бабочки с какими эмоциями присели на этот цветок (показывает на веселый цветок)? Почему? (Дети отвечают.) А с какими эмоциями человеку труднее справиться? С теми, которые на левом цветке или с теми, которые на правом? А почему? (Дети отвечают.)

Есть эмоции, с которыми трудно справиться. И очень важно знать, как можно ими управлять. И сегодня мы познакомимся с некоторыми способами управлять эмоциями.

14 мин

Этап II. Основной

Беседа по проектору эмоций «Удивление»

На проекторе эмоций появляется голограмма «удивление».

Педагог-психолог:

Ребята, это «проектор эмоций». Он поможет нам испытать сегодня разные эмоции. Какую эмоцию вы сейчас испытали? (Дети отвечают. Проектор гаснет). А почему вы испытали эмоцию удивления? (Дети отвечают.) Вы когда-нибудь видели себя в момент удивления? (Дети отвечают.) Покажите друг другу, как вы удивляетесь. (Дети выполняют.) Какие вы все удивленные!

Игра по проектору эмоций «Ассоциации»

На проекторе эмоций появляется голограмма «гнев».

Педагог-психолог:

А эта эмоция вам знакома? Как она называется? (Дети отвечают.) Изобразите гневного человека. (Дети показывают.) Попробуйте гневно сказать фразу «Сегодня шел дождь». (Дети говорят.) Если бы можно было определить гнев на вкус, то каким бы он был? (Дети отвечают.) А если бы гнев можно было представить в виде какого-то предмета, на что он бы был похож? (Дети отвечают.)

Игровое упражнение «Шарик»

Педагог-психолог раздает каждому ребенку по воздушному шарику. Они не надуты.

Педагог-психолог:

Представьте, что этот шарик (педагог-психолог надувает свой шарик) – это человек, а воздух внутри него – это гнев, злость. Надувайте свои шарики. (Дети выполняют.) Как вы думаете, что произойдет с шариком, если его отпустить? (Дети отвечают.) Отпускайте! Куда исчез воздух из шарика? (Дети отвечают.) Так бывает и с гневом, которым человек не умеет управлять. А если человек не умеет контролировать свой гнев, что может произойти? (Дети отвечают.)

Игровое упражнение «Пружина»

Педагог-психолог предлагает детям сесть за столы, на которых лежат пружины.

Педагог-психолог:

А гнев может быть похож на пружину? Предлагаю сравнить. Садитесь за столы. Представьте себе, что ваш гнев, злость – это пружина. Держите ее крепко и слушайте внимательно, чтобы эксперимент получился. Когда вы начинаете слегка злиться, пружина начинает постепенно сжиматься.

Например, вас толкнули, или вы не можете завязать шнурок, или что-то нарисовать. Злость, гнев накапливаются, и пружина сжимается все сильнее и сильнее. (Педагог-психолог и дети сжимают пружину). Держите пружину крепко-крепко. Легко ли держать пружину? (Дети отвечают.) Что хочется сделать? (Дети отвечают.) Отпускайте. Что произошло? (Дети отвечают.) Пружина могла сейчас задеть кого-нибудь из вас? (Дети отвечают.)

Именно так и происходит с поведением некоторых ребят, которые испытывают гнев: они могут сказать обидные слова или даже ударить обидчика. Предлагаю положить пружины на место, чтобы не случилось неприятностей.

Игровое упражнение «Регулятор эмоций»

Педагог-психолог:

Я открою вам секрет: взрослые тоже злятся, но умеют это делать так, чтобы не причинять никому вреда. (Надувает шарик.) Представьте, что этот шарик – это Валя и ее обидел лучший друг. Какими эмоциями она наполняется? (Дети отвечают.)

Посмотрите, сколько неприятных эмоций накопилось. Что поможет ей освободиться от этих эмоций и чувств? (Дети отвечают. На каждое предложение педагог-психолог выпускает воздух из шарика.) Что происходит с шариком? (Дети отвечают.) Что в этот раз произошло с гневом внутри шарика? (Дети отвечают: вышел частями.)

Мы сейчас с вами наглядно увидели, что можно управлять гневом и выпускать его, например, через стопы ваших ног. Попробуйте сильно-сильно потопать ногами. Стопы становятся сначала теплыми, а потом горячими, потому что через них выходит гнев.

Беседа по проектору эмоций «Грусть»

На проекторе эмоций появляется голограмма «грусть».

Педагог-психолог:

Какую эмоцию показал нам проектор эмоций? (Дети отвечают.) А если печаль взять в руки, как вам кажется, какая она по весу? Как вы думаете, почему человек может испытывать грусть? (Дети отвечают.) Как можно улучшить свое настроение, если вам грустно? (Дети отвечают.)

Упражнение «Гармоничный танец»

Педагог-психолог:

Я хочу вам показать свой способ. Предлагаю разделиться на пары: девочка и мальчик. Сейчас мы будем танцевать. Встаньте друг напротив друга. Девочки закроют глаза с помощью повязки. Мальчикам предлагаю стать ведущими в танце. Разведите руки в стороны и соедините ваши ладони. (Включается музыка.) Под музыку мальчики начинают совершать плавные танцевальные движения, а девочки стараются повторить их следом.

Мальчики, вы, например, можете приседать, слегка отходить в стороны. Вперед, назад. Девочки, ваша задача следовать за движениями своего партнера и повторять его движения, чтобы не потеряться. (Дети выполняют задание. Музыка выключается.)

Сложно ли было выполнять этот танец? Что было сложным? (Дети отвечают.)

Вот видите, ребята, вы сейчас оказали поддержку друг другу, и в результате нее у всех улучшилось настроение. Оказывается – так важно быть внимательным к окружающим. Я вижу, ваше настроение улучшилось? (Дети отвечают.)

Коллективная деятельность «Радость»

На проекторе эмоций появляется голограмма «радость».

Педагог-психолог:

Проектор эмоций угадал ваше настроение? Назовите эту эмоцию. (Дети отвечают.) Какого цвета, (имя ребенка), твоя радость? А твоя, (имя)?

Предлагаю оставить след своей радости с помощью краски. Подходите поближе. Моя радость оранжевого цвета, поэтому я беру оранжевый цвет и аккуратно вот так (показывает на цветной пене для бритья) делюсь своей радостью. Предлагаю вам поделиться своей радостью и оставить след. (Дети выполняют.)

Давайте посмотрим, как будет выглядеть наша общая радость. Теперь попробуйте вы. (Дети выполняют.)

У нас получилась целая картина. Перенесем ее на бумагу. (Педагог-психолог накладывает лист на пену и отпечатывает изображение.)

Чудесная картина у нас с вами получилась! И она передает все ваше настроение. Как мы ее назовем? (Дети отвечают.) Оставим ее на некоторое время, чтобы она подсохла, а потом вы заберете ее в группу.

Скажите, а радостью надо делиться? (Дети отвечают.) Предлагаю поделиться своей радостью с окружающими. Выберите бабочку, которая отражает ваше настроение, и подарите ее нашим гостям. (Дети берут бумажные бабочки и идут к родителям.)

3 мин

Этап III. Заключительный

Рефлексия

Педагог-психолог:

Вы обратили внимание, как изменились лица наших гостей? Они улыбаются. Какую эмоцию они испытывают? Если мы делимся радостью, что вокруг происходит? (Дети отвечают.) А какими эмоциями делиться не стоит? Почему? Как можно справиться с гневом и грустью? (Дети отвечают.)

Теперь вы знаете, что всеми эмоциями можно управлять, главное знать, как это делать. Я сегодня тоже испытывала много эмоций, самой яркой из которых была радость – от общения с вами, от нашего творчества и совместных игр. И своей радостью я хочу поделиться с вами. (На проекторе эмоций появляется изображение салюта. Педагог-психолог дарит детям цветы – бумажные или настоящие.) До новых встреч!

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)