ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Июль 2016года
Коррекционная и развивающая работа

Сохраняем и укрепляем психологическое здоровье детей

Одна из задач ФГОС ДО — охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Как реализовать эту задачу педагогу-психологу? Один из современных подходов — использовать возможности комнаты психологической разгрузки. Как работают в этом направлении в детском саду № 44 «Колокольчик» г. Серпухова читайте в материале.

Л.Ю. Шинкаренко, педагог-психолог МДОУ детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов, Московская обл.

Комната психологической разгрузки — организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов. Они не только воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, обрести уверенность в себе, помогают научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье.

В комнате психологической разгрузки создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка способствует созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

В 2011 г. в МДОУ детский сад № 44 «Колокольчик» разработана рабочая программа по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников «Веселые ребята» для детей 3–4 лет. Она реализуется с использованием комнаты психологической разгрузки.

Задачи программы:

  • развить зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие;
  • развить внимание, мышление, память;
  • сформировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временные и пространственные эталоны;
  • развить общую и мелкую моторику;
  • снять эмоционально-мышечное напряжение;
  • создать эмоционально благополучный климат в группе.

Программа реализуется с сентября по май в соответствии с календарно-тематическим планом (таблица 1). Включает 14 занятий, которые проводятся один раз в две недели с подгруппой до 15 человек. Продолжительность одного занятия — 15 мин.

Также программу можно использовать в работе с воспитанниками средней группы. В этом случае игры и упражнения меняются соответственно возрасту. Продолжительность одного занятия — 20 мин.

Таблица 1

Календарно-тематический план занятий в комнате психологической разгрузки по программе «Веселые ребята»
МесяцТемаЗадачиСодержание занятия
Октябрь1. «Знакомство с волшебной комнатой» (приложе-
ние 1)
Создать эмоционально положительный настрой в группе. Развить тактильную чувствительность, общую моторику. Научить передавать свои чувства и ощущения. Научить расслабляться1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Путешествие в лес».
4. Упражнение «Звуки».
5. Психогимнастика «На полянке».
6. Релаксация «Отдых в лесу».
7. Ритуал окончания «Прощание с веселками»
2. «В сказоч-ном лесу» (приложе-
ние 2)
Создать эмоционально положительный настрой в группе. Развить тактильную чувствительность, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, воображение. Снять эмоционально-мышечное напряжение1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Путешествие в лес.
4. Упражнение «Звуки».
5. Упражнение «Осенний букет».
6. Психогимнастика «Медвежонок».
7. Задание «Дорисуй ежа».
8. Упражнение «Солнечный лучик».
9. Ритуал окончания
Ноябрь3. «Кто живет в лесу?»Создать эмоционально положительный настрой в группе. Развить тактильную чувствительность, общую моторику, мышление, речь. Снять мышечные зажимы. Научить расслабляться1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Упражнение «Загадка».
4. Упражнение «В гости к ежику».
5. Упражнение «Делай как ежик».
6. Упражнение «Ежик».
7. Задание «Матрешки».
8. Саморегуляция. Игра «Прятки».
9. Ритуал окончания
4. «В гости к мишке»Создать эмоционально положительный настрой в группе. Развить тактильную чувствительность, общую моторику, речь, зрительное восприятие и внимание. Учить классифицировать предметы по признакам. Снять мышечные зажимы1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Это я».
4. Упражнение «По волшебной тропинке».
5. Игра «Бурый медвежонок».
6. Упражнение «Расскажем и покажем».
7. Игра «Подбери по цвету».
8. Игры с цветными шариками.
9. Ритуал окончания
Декабрь5. «В лесу у медвежонка»Создать эмоционально положительный настрой в группе. Развить тактильную чувствительность, общую моторику, слуховую и зрительную память, речь. Снять мышечные зажимы1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Упражнение «Волшебная дорожка».
4. Психогимнастика «Медвежонок».
5. Игра «Мишки».
6. Упражнение «Ласковые ладошки».
7. Ритуал окончания
6. «Котенок»Создать эмоционально положительный настрой в группе. Формировать сенсорные эталоны цвета, формы. Научить контролировать свои эмоции и действия. Снять напряжение, мышечные зажимы1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Найди котенка».
4. Саморегуляция.
5. Психогимнастика «Десять котят».
6. Игры с разноцветными шариками.
7. Релаксация «Котята».
8. Ритуал окончания
Февраль7. «Обезьян-ка»Создать бодрое настроение. Развить остроту слуха, слуховое восприятие, визуальный канал, тактильные ощущения. Формировать умение повторять движения за взрослым. Снять эмоциональное напряжение1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Упражнение «На прогулку»
4. Упражнение «Чудесный мешочек».
5. Психогимнастика «Обезьянки».
6. Упражнение «Шепталки, кричалки, молчалки».
7. Игра «Узнай звук».
8. Ритуал окончания
8. «Игрушки»Создать бодрое настроение. Учить выполнять инструкции взрослого. Развить речь, умение подражать животным. Формировать полноценные представления об окружающем мире. Научить расслабляться1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Психогимнастика «Разминка».
4. Упражнение «Кто как говорит?».
5. Игра «Прятки».
6. Игра «Найдем друзей».
7. Релаксация «Тишина».
8. Ритуал окончания
Март9. «Куклы»Формировать умение повторять движения за взрослым. Развить слуховое и зрительное восприятие. Формировать устойчивые представления о величине (большой — маленький), количестве (один — много), расположении в пространстве1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Мячик мой».
4. Упражнение «Мячик для куклы».
5. Игра «Стенка, стенка…».
6. Релаксационное упражнение «Уложим кукол спать».
7. Ритуал окончания
10. «Зоопарк»Создать бодрое настроение. Развить слуховое внимание, общую моторику. Научить различать голоса животных. Снять эмоциональное напряжение1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Путешествие в зоопарк».
4. Игра на внимание.
5. Психогимнастика «Животные».
6. Релаксация «Волшебный сон».
7. Ритуал окончания
Апрель11. «Путешест-вие в сказку»Развить слуховое и зрительное восприятие. Учить замечать сходство и различия в форме предметов, составлять пары из предметов одинаковой формы. Формировать полноценные представления об окружающем мире1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Путешествие в сказку «Теремок».
4. Игра «Мышеловка».
5. Игра «Герои».
6. Релаксация «Отдых».
7. Ритуал окончания
12. «Что еще интересного есть в комнате?»Создать бодрое настроение. Развить слуховое внимание. Научить различать звучание предметов из разных материалов. Развить мелкую моторику. Снять эмоциональное 0напряжение1. Ритуал начала занятия.
2. Игра «Приветствие».
3. Игра «Узнай звук».
4. Упражнение «Клоуны».
5. Игра «Чудесный платочек».
6. Игра «Путешествующий шарик».
7. Упражнение «Нарисуй шарик».
8. Ритуал окончания
Май13, 14. ДиагностикаПроанализировать результаты работы по программе, отследить сформированность сенсорных эталоновПсихолого-педагогическая диагностика развития по
Е.А. Стребелевой

Помимо цикла занятий программа предусматривает взаимодействие с педагогами (проведение игр и упражнений в соответствии с рекомендациями педагога-психолога) и родителями (таблица 2).

Таблица 2

План взаимодействия с педагогами и родителями в рамках реализации программы «Веселые ребята»
МесяцСодержание НОД, проводимой педагогомЗадачи НОДВзаимодействие с родителями
СентябрьЗаполнение таблицы «Оценка особенностей развития детей»Наблюдение за поведением детей в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментахЗаполнение анкет (характеристика поведения ребенка, взаимодействия с окружающими). Папка-ширма «Игры в адаптационный период»
ОктябрьУпражнения «Исследование ножками», «Узнай и назови», игра «Облака» (проводятся после занятия 1)Развить тактильную чувствительность, зрительную ориентировку при восприятии цвета, формы, величины. Научить узнавать и называть цвет, величину, форму предметов. Развить воображение, выразительность движенийКонсультация «Практикум по организации уголка ребенка в семье»
Упражнения «Найди на ощупь», «Пирамидка», игра «Я и животное» (проводятся после занятия 2)Развить зрительную память, слуховую ориентацию, тактильные ощущения. Закрепить умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине. Развить воображение, выразительность движений, речиПапка-ширма «Возрастные особенности дошкольников»
НоябрьУпражнения «Чего не стало», «Посчитаем пузырьки», игра «Хоровод» (проводятся после занятия 3)Развить внимание, зрительную память. Активизировать зрительное восприятие, концентрацию внимания. Учить детей правильно согласовывать действия и текстПапка-ширма «Игры для развития осязания (тактильного восприятия)»
Упражнения «Нарисуем себя», «Мишка растерялся», игра «Садовник» (проводятся после занятия 4)Активизировать зрительное восприятие. Учить различать цвета, находить цвет по образцу. Закрепить знания детей о цветах (фруктах и т. д.)Родительский клуб «Понимающие родители». Тема: «Кризис трех лет»
ДекабрьУпражнение «Волшебный мешочек», психогимнастика «Медвежонок», чтение сказки «Маленький мышонок»1 (проводятся после занятия 5)Активизировать тактильное восприятие. Развить произвольность. Активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Формировать синхронность в работеПапка-ширма «Игры и этюды на выражение основных эмоций»
Упражнения «Солнечные зайчики», «Море шариков», чтение сказки «Подарок» (проводятся после занятия 6)Развить моторику и координацию, пространственное восприятие и ощущение, воображениеКонсультация «Темперамент — основа поведения»
ЯнварьИгры с песком, с манкойРазвить мелкую моторику, активизировать тактильное восприятиеПапка-ширма «Роль сказки»
ФевральУпражнения «По кочкам», «Мешочек крика», пальчиковые игры (проводятся после занятия 7)Развить навыки двигательной активности, работы в команде. Научить элементарным способам самоконтроля, саморегуляции. Развить мелкую моторикуКонсультация «Правила поведения с животными»
Упражнение «Подбери по цвету», игра «Кричалки, шепталки, молчалки» (проводятся после занятия 8)Закрепить умение называть цвет. Развить наблюдательность, волевую регуляцию. Научить действовать по правилуПапка-ширма «Как и зачем родителям играть с детьми?»
МартУпражнение «Воздушный шарик», игры в сухом бассейне, игра «Угадай и догони» (проводятся после занятия 9)Научить пользоваться дыханием для релаксации и обретения спокойствия. Развить внимательность, ловкостьКонсультация «Эмоциональное благополучие в детском саду»
Упражнения «Разбери по цвету», «Шалтай-болтай», игра «Ладонь в ладонь» (проводятся после занятия 10)Научить классифицировать предметы по признакам. Расслабить мышцы рук, спины и груди. Развить коммуникативные навыки. Создать условия для получения опыта взаимодействия в парах. Формировать умение преодолевать боязнь тактильного контактаПапка-ширма «Гиперактивный ребенок»
АпрельУпражнения «Запомни и назови», «Кто что слышит?», игра «Не шевелись» (проводятся после занятия 11)Развить зрительное восприятие, произвольную память, слуховое восприятие, внимание, воображение и выразительность движений. Воспитывать выдержкуПапка-ширма «Игры с песком»
Упражнения «Запомни свое место», «Сложи узор», настольная игра «Ромашка эмоций» (проводятся после занятия 12)Развить зрительную память, внимание. Научить ориентироваться в пространстве, по схеме. Развить наглядно-образное мышление. Учить воспринимать целостный образ, узнавать эмоцииКонсультация «Упрямство и капризы»
МайИгры с песком, с манкойРазвить мелкую моторику, активизировать тактильное восприятиеПапка-ширма «Формирование дружбы»

Методы и приемы, используемые при реализации программы: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, игротерапия, арт- и сказкотерапия, механическая стимуляция подошвы ног (подошва стопы — это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами). Батут помогает развивать общую моторику, координацию движений, формирует умение преодолевать страх. Кроме того, большое внимание уделяется эмоционально положительному контакту между ребенком и взрослым — это повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому, настраивает его на эффективную и результативную работу.

Результаты работы по программе «Веселые ребята»:

  • нормализуется психоэмоциональное состояние;
  • снижается тревожность;
  • формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
  • развивается общая и мелкая моторика;
  • развиваются все психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение).

Приложение 1

Конспект НОД 1. Тема: «Знакомство с волшебной комнатой»

Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска (ребристая доска — развивает основные навыки контроля равновесия), мячики-веселки (подвешенные к потолку мягкие мячики c изображением на них глаз и рта-улыбки), мягкое напольное покрытие; круг-ориентир диаметром 17 см (для построения в круг — поскольку в возрасте 3–4 лет дети еще не умеют это делать самостоятельно; кроме того, форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей).

Музыкальное сопровождение: звуки леса, музыка для релаксации.

Ход НОД

1. Ритуал начала занятия

Дети встают на круг-ориентир. Педагог-психолог подходит к каждому воспитаннику, прикладывает ладони к ладошкам ребенка и говорит: «Приготовили ладошки, память свою напрягли, каждый вспомнит пусть немножко, мое имя назови…»

Упражнение снимает зажимы у детей. Дотрагиваясь до рук взрослого, они чувствуют, что находятся в безопасности. При выполнении упражнения необходимо попросить детей смотреть в глаза. Если кто-то из дошкольников не может сразу назвать имя, педагог-психолог делает это за него. В процессе выполнения важно отслеживать закрытых, зажатых детей.

2. Игра «Приветствие»

Педагог-психолог: Ребята, наши веселки улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»… Мы c вами находимся в необычной комнате, она волшебная, в ней происходят чудеса. Внимательно посмотрите вокруг… Что вы видите? Что вам понравилось? Что необычное вы заметили?

Примечание. Веселки используются в ритуале начала и окончания занятия, создают настрой на работу и очень нравятся детям. В течение занятия они могут выступать помощниками педагога-психолога: замечать нарушения поведения, отмечать успехи детей, иногда хвалить. Например: «Ребята, веселки вам благодарны за хорошее выполнение задания» или «Они говорят, что не все из вас внимательны!».

3. Игра «Путешествие в лес»

Педагог-психолог: А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Для этого снимем обувь и пойдем в лес босиком по тропинке (ходьба по напольным тактильным дорожкам). Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой дорожки, она мягкая… а теперь колючая. Дальше на пути у нас мостик (батут — дети подпрыгивают на нем несколько раз)… впереди небольшое озеро (бассейн с шариками — дети проходят через него, педагог помогает; специальные мягкие шарики дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение)… Что чувствуют ваши ножки?..

4. Упражнение «Звуки»

Педагог-психолог: Мы с вами оказались на лесной опушке. Давайте произнесем «ау-ау-ау»… Давайте послушаем теперь, как поют птички в нашем лесу, как звонко они щебечут (звучит аудиозапись «Голоса леса»)… Давайте еще раз произнесем «ау-ау-ау»…

Это артикуляционная гимнастика. Благодаря ей усиливается кровообращение, развивается гибкость органов речевого аппарата, слуховое восприятие.

5. Психогимнастика «На полянке»

Педагог-психолог: Мы с вами оказались на полянке, где играют зайчики (детям предлагается изобразить зайчиков и попрыгать)… Смотрите — между деревьев крадется лиса. Покажите, как она мягко наступает своими лапками… Убежала плутовка. А мы с вами посмотрим по сторонам и начнем собирать грибы… Нашли грибы? Сколько удалось найти?

Примечание. Муляжи грибов в упражнении не используются. Дети должны представить весь процесс. Таким образом развиваются воображение, общая моторика.

6. Релаксация «Отдых в лесу»

Педагог-психолог: Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу. Пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне (мягкое напольное покрытие, мягкие подушки по количеству детей). (Включается музыка для релаксации.) Располагайтесь поудобнее… расслабьтесь…

Наступает чудесная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянитесь… улыбнитесь… откройте глаза… встаньте… Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Цель упражнения — регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

7. Ритуал окончания «Прощание с веселками»

Дети становятся в круг и говорят:

Отдохнули, поиграли
И совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять,
Будем вместе мы играть.

Педагог-психолог: Ребята, давайте улыбнемся веселкам и попрощаемся с ними: «До свидания!». Вспоминайте наших веселок и улыбайтесь, как они, тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Приложение 2

Конспект НОД 2. Тема: «В сказочном лесу»

Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки, мячики-веселки, мягкое напольное покрытие, круг-ориентир, бумажные листья деревьев желтого, красного, оранжевого цветов, листы с изображением ежа (по количеству детей), простые карандаши (по количеству детей), большая игрушка медведь.

Музыкальное сопровождение: звуки леса, музыка для релаксации.

Ход НОД

1. Ритуал начала занятия

2. Игра «Приветствие»

3. «Путешествие в лес»

Упражнение выполняется так же, как и в НОД 1. В конце педагог-психолог читает стихотворение. Оно служит мостиком-связкой: дети пришли в лес, слышат стихотворение, отвечают на вопросы (Какой лес? Кто живет в лесу? Какое настроение у вас? Нравится ли пение птиц?).

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

4. Упражнение «Звуки»

Педагог-психолог: Мы с вами оказались на лесной опушке. Давайте произнесем «ау-ау-ау».

Упражнение тренирует слуховое внимание, развивает произносительные навыки ребенка.

5. Упражнение «Осенний букет»

Педагог-психолог:В прошлый раз мы собирали с вами грибы. А сегодня я предлагаю собрать осенний букет (дети собирают листья и составляют из них букеты). Похвалитесь своими букетами. Расскажите, какие по цвету листья вы собрали (спрашивает каждого ребенка). Давайте подарим букеты друг другу…

Упражнение формирует чувство прекрасного, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам.

6. Психогимнастика «Медвежонок»

Педагог-психолог: Ребята, ветки затрещали! Кто это?.. (Сажает в центр комнаты большую игрушку медведя, дети встают вокруг нее.)

Медвежонок по тропинке
Шел и нес грибы в корзинке.
(Дети изображают медвежонка, несущего корзинку.)
А поскольку косолапил,
Уронил корзинку на пол.
(Показывают на пол, наклоняясь.)
Покатилися грибочки
Между сосен, между кочек.
(Изображают сосны — поднимая руки вверх, кочки — приседая.)
Плачет Мишка: «Ай-ай-ай,
Растерял весь урожай!»
(Закрывают лицо руками.)
Мишкин рев услышал Ежик,
(Рука к уху.)
Прибежал, не чуя ножек.
(Бег на месте.)
— Не реви, не плачь, Мишутка!
(Гладят соседа по голове, жалеют.)
Подожди одну минутку.
Помогу тебе немножко:
Соберу грибы в лукошко.
(Собирают грибы.)
Будет цел твой урожай.
Только больше не теряй!
(Трясут указательным пальцем.)

Педагог-психолог: Итак, ребята, кто же прибежал на помощь Ежику?

Упражнение помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивает межполушарные связи, формирует синхронность в работе.

7. Упражнение «Дорисуй ежа»

Детям предлагается сделать Медвежонку сюрприз. Для этого они должны дорисовать у Ежика иголки.

Примечание. В ходе выполнения упражнения развиваются мелкая моторика, графические навыки, дети учатся ориентироваться на листе бумаге.

8. Упражнение «Солнечный лучик»

Педагог-психолог: Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза.) Но вот солнечный лучик коснулся глаз — откройте глаза; лба — пошевелите бровями; носа — наморщите нос; губ — пошевелите губами; подбородка — подвигайте челюстью; плеч — приподнимите и опустите плечи; рук — потрясите руками; ног — лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся. Вставайте, ребята. Нам пора прощаться с нашими друзьями.

Примечание. Благодаря упражнению достигается мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.


1 См.: Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ / Авт.-сост. И. Н. Наревская, Н.Г. Сабирова и др. М.: АРКТИ, 2009.